Рынок постаматов поменял правила игры

#бизнес
опубликовано 25.02.2023
Рассказываем как мы внедрили прибыльную бизнес-модель в свою сеть
Автор
Иван SneakNFresh
Меня зовут Александр Долгов. Я вместе с Дмитрием Моргуновым являемся сооснователями самой крупной сети чистки и ремонта обуви в РФ SneakNFresh. За два года выросли с небольшого стартапа до компании-лидера на рынке оказания данных услуг.

Что такое сникер-химчистка

Мы начали работать в Новосибирске, как «SneakNfresh» — сникер-химчистка. В самом начале пути специализировались на чистке кроссовок, но со временем начали чистить и делать легкую реставрацию любой обуви. Проанализировав требования и потребности рынка, мы выросли до полноценной точки по ремонту и чистке обуви. На данный момент делаем даже сложные реставрации, например, восстанавливаем баллоны и подшиваем задники. Также занимаемся кастомом обуви и сумок.
В 2020 году начали активно развиваться по франшизе. И, как итог, сейчас в сети открыто 47 точек по всей России.

Еще в конце 2020 года мы поняли, что пандемия внесла существенные корректировки в процесс потребления людей. Стала активно развиваться курьерская и бесконтактная доставка. В 2021 году начали искать новые, дополнительные возможности для снижения своих издержек и увеличения заработка, где можно было бы использовать этот тренд. И уже в начале 2022 года запустили новый формат работы — постаматы, автоматические пункты приема обуви. А в феврале 2022, когда экономика страны пошатнулась, мы поняли, что идем в нужном направлении, и этот проект стал развиваться еще быстрее.

Как все началось, почему мы уверены в этой бизнес-модели и какие видим перспективы — рассказываю в этой статье.

Мы объединили две ниши и два тренда

Чистка и ремонт обуви

Эта услуга супервостребована в кризисы и стала особенно актуальна в 2022 году, когда крупные обувные бренды уходят с рынка, цены растут. Люди выбирают сохранять старую, любимую обувь, а не тратиться на новую. Мы видим общий рост, набирающий темпы из года в год, по запросам на ремонт и чистку обуви. В не стабильные времена — 2008, 2014 года, рост составлял 20%. Кризисы делают услугу чистки и ремонта востребованной и узнаваемой среди населения. Люди привыкают, и в дальнейшем продолжают ей пользоваться.

Мы видим это и в цифрах:
  • в бизнес-модель изначально закладывали выручку в 300 000 ₽
  • сейчас точки делают 600 000 ₽.
  • в апреле собственная розница в Новосибирске сделала рекорд: 1 000 000 ₽
Постаматы

Постаматы в России за последние 5 лет стали активно набирать популярность.
Постамат — пункт бесконтактной выдачи товара в удобной для клиента локации. Покупатели, которые предпочитают другим способам доставки постаматы, согласно исследованию РБК, — это молодая и мобильная целевая аудитория, которая активно пользуется гаджетами и доверяет автоматическим процессам. Именно такие люди в основном и пользуются нашими услугами. Для них постаматы — понятный и удобный формат.

Немного статистики:
  • число постаматов в последние три года растет в 2−2,5 раза год к году
  • по данным 2ГИС в 15 крупнейших городах России в январе 2021 года работало 7616 постаматов, а годом ранее — только 4938. Рост существенный — 54%

Что у нас получилось?

Если рассматривать постамат как пассивный доход, то этот бизнес не требует постоянного включения в процессы, найма и работы с сотрудниками, обслуживания помещения. Если как возможность снизить издержки и быстро масштабироваться для собственных точек, то тут тоже постаматы выигрывают. Нужно всего от 1 м² площади, в то время как для полноценной точки необходимо от 6 м². Ценник на аренду, соответственно, ниже: от 5 000 ₽ в среднем по сравнению с 15 000−20 000 ₽. Плюс — намного больше вариантов с локациями, а значит — больше охвата клиентов, не только на саму услугу, но и для продвижения бренда.

После того, как приняли решение, начали искать поставщика. Мы пошли простым путем, набирали запросы в поисковиках в просторах Интернета и обращались на производства. Пообщались с несколькими, и выбрали тех, кто предложил лучшие для нас условия сотрудничества.

Почему мы выбрали формат постаматов?

Если рассматривать постамат как пассивный доход, то этот бизнес не требует постоянного включения в процессы, найма и работы с сотрудниками, обслуживания помещения. Если как возможность снизить издержки и быстро масштабироваться для собственных точек, то тут тоже постаматы выигрывают. Нужно всего от 1 м² площади, в то время как для полноценной точки необходимо от 6 м². Ценник на аренду, соответственно, ниже: от 5 000 ₽ в среднем по сравнению с 15 000−20 000 ₽. Плюс — намного больше вариантов с локациями, а значит — больше охвата клиентов, не только на саму услугу, но и для продвижения бренда.

После того, как приняли решение, начали искать поставщика. Мы пошли простым путем, набирали запросы в поисковиках в просторах Интернета и обращались на производства. Пообщались с несколькими, и выбрали тех, кто предложил лучшие для нас условия сотрудничества.

Наконец, сделали первый постамат на 12 ячеек!

Принцип автоматизации постамата максимально прост. Клиент вводит на дисплее свой номер телефона и помещает обувь в открывшуюся ячейку. Постамат отправляет уведомление администратору химчистки о поступившем заказе, чтобы он мог связаться с клиентом для согласования набора услуг и необходимой консультации. Если клиента устраивают условия, то компания оказывает услуги и возвращает готовую обувь также через постамат.
Установка первого постамата состоялась в 2022 году. Мы разместили его в популярном спальном районе. И уже в первый месяц сделали выручку около 30 000 ₽ без рекламы и какого-то продвижения.
К нам начали подключаться партнеры. Первый — открылся в Москве и приносит своему владельцу на данный момент среднюю выручку 70 000 ₽ в месяц. На второй месяц работы мы продали уже 10 штук постаматов в одни руки.
Мы убедились, что движемся в верном направлении, партнеров становилось все больше. Постаматы покупают новые люди, которые хотят получать пассивный доход. Действующие партнеры закупают постаматы для развития своих точек.

5 задач, которые решает постамат

  1. Помогает быстрее захватывать территорию. Один постамат = 1 пункт приёма, отображающийся на карте (2ГИС, Яндекс.Карты, Google maps).
  2. Сокращает расходы. Не нужно тратиться на администратора, стойки, систему хранения.
  3. Постамат занимает всего 1 м², что достаточно экономно, и разместить его можно практически в любой локации.
  4. Постамат — это и маркетинговый инструмент, он притягивает взгляды людей и привлекает клиентов.
  5. Автоматизирует процессы: постамат работает через CRM-систему, и все заказы попадают напрямую в компьютер.
  6. Удобство для клиентов. Сдать/забрать обувь можно в любое время, оперативно, без очередей и привязки к работе пункта приёма.

В чем ценность постаматов?

Ценность заключается не в самой коробке постамата, а в софте, собственной IT-инфраструктуре. Мы продумали интеграцию с CRM: заказы напрямую попадают в систему. Сейчас в разработке мобильное приложение, через которое клиентам удобно оплачивать услугу и контролировать статус заказа.

Клиенты — будут!

Мы научились сами работать и помогаем партнерам выстроить работу, передаем доступы к личному кабинету, где фиксируются все транзакции, даем инструменты для увеличения выручки, помогаем с выбором локации, привлечением клиентов, оказываем юридическую помощь.
Что сейчас по цифрам:
Вложения:

250 000 ₽ — сам постамат
10 000 ₽ — доставка в город
5 000 — 10 000 ₽ — аренда места
Доходы:

4 пары — в среднем в день
1 400 ₽ — средний чек
30% - маржинальность
4 * 1400 * 30 = 168 000 ₽ — выручка
50 400 ₽ — чистая прибыль

На данный момент мы видим, что прогнозируемый срок возврата инвестиций — 5 месяцев

Какие планы по развитию?

Наиболее популярными вариантами постаматов сейчас являются — OZON, Wildberries, BoxBerry. Но есть проблема: когда ты берешь их постамат, номинальным владельцем остается корпорация, а ее основная цель — поставить свой постамат вашими руками, чтобы увеличить прибыль себе.
Мы поставили себе цель в развитии наших партнеров. Мы двигаем рынок и хотим, чтобы партнер, как собственник, получал максимальный доход и быстрее окупал вложения. А мы со своей стороны расширялись, продавая новые постаматы, отрывая новые точки, неся в массы культуру чистки обуви, культуру, которой мы в SneakNFresh сами придерживаемся!
Наши планы на ближайшие несколько лет: установить 1000 постаматов по России. И мы планомерно двигаемся к этой цели.
Открыть точку химчистки обуви проще, чем вы думаете. Если есть ещё вопросы — оставляйте заявку.

Читайте также:

Клиенты будут. Организация комплексного маркетинга в сети химчисток обуви
В статье мы расскажем, как выстраиваем маркетинг, привлекаем новых клиентов, а имеющихся удерживаем и мотивируем на повторное обращение. Что работает здесь и сейчас в сфере услуг, а не в далёком — в моральном плане — 2020-м.
Как правильно чистить кроссовки
Рассказываем, чем чистить кроссовки, а также какие средства необходимо использовать для замшевых и тканевых изделий
Открываем сникер-химчистку: 7 шагов к крутому бизнесу
Пошаговый план открытия химчистки